Исследовательская деятельность на уроке
Развитию исследовательской деятельности на уроке способствуют такие ситуации, в которых ученик защищает своё мнение, приводит аргументы, доказательства. В ходе выполнения заданий исследовательского характера от учащегося требуется умение систематизировать и анализировать информацию, обобщать факты, явления, делать выводы. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации. Именно в ней моделируются условия исследовательской деятельности и развитие творческого мышления. Дети получают знания не в готовом виде, а самостоятельно открывают их, выступая в роли исследователя.
Проблема, которая стояла перед учащимися звучала так: "Почему белые медведи не охотятся на императорских пингвинов?" Изучив содержание учебника, энциклопедий, детских журналов, расположение участков суши и материков на глобусе и карте, учащиеся нашли ответ на проблемный вопрос.
Именно в исследовательском обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения, так как, по мнению Л.С. Выготского, «ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребёнка мыслить, а не предлагать знания в готовом виде».
Именно поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.